Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Многие мамы интересуются, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Они замечают, что младенец, который в первые месяцы жизни по большей части спал и ел, после 4-5 месяцев начинает активно осваивать новые умения.

Физическое развитие

То, как выглядит ребенок в 6 месяцев, влияет на его текущие способности и формируемые навыки. От этого зависит, как он будет переворачиваться, передвигать в сторону игрушки и пытаться контролировать свое тело.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по результатам статистических исследований антропометрических данных детей первых лет жизни была разработана таблица с нормами физического развития. Данная таблица учитывает пол малыша, а также тип вскармливания.

Если это мальчик, вес и рост ребенка в 6 месяцев должны быть соответственно 7,1-8,8 кг и 65,5-69,8 см. Мальчики немного крупнее девочек.

Нормы физического развития ребенка в 6 месяцев для девочки составляют: 6,5-8,2 кг и 63,5-68 см.

В педиатрии считаются важными такие показатели, как окружность головы и грудной клетки, которые измеряют у новорожденных детей и продолжают замерять каждые 3 месяца до достижения 1 года.

Шестимесячный ребенок должен иметь окружность головы 43-44 см, груди — 42-43 см.

В этом возрасте дети демонстрируют уверенный захват игрушки и способность перекладывать ее из руки в руку.

Одним из показателей того, что развитие ребенка в 5 месяцев соответствует нормам, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно.

Теперь малыш с удовольствием закрепляет эти навыки — его перевороты становятся все быстрее, движения скоординированы. Он способен моментально перевернуться на бок или на живот и опереться на вытянутые руки.

Активные повороты и способность крутиться на животе — одна из причин, по которой ребенок 6 месяцев не должен оставаться без присмотра взрослых.

То, что умеет ребенок делать в этом возрасте, отвечает за подготовку к ползанию и сидению — он уже достаточно окреп и, лежа на спине, может пытаться отрывать плечи от поверхности и поднимать голову, как бы выглядывая или нагибаясь вперед.

Когда ребенок лежит на животе, он может выпрямлять руки и ноги и держать их на весу непродолжительное время.

Дети в этом возрасте хотят все больше находиться в вертикальном положении.

Мама или папа, удерживая малыша под мышки, могут ненадолго поставить его на ровную поверхность, у ребенка уже развит рефлекс опоры — он стоит на прямой стопе и выпрямляет туловище.

Если дать ребенку возможность слегка присесть, обеспечив поддержку за руки, ему это очень понравится.

Все эти новые умения требуют большого количества энергии, поэтому физическое развитие и питание ребенка неразрывно связаны между собой.

Своевременно и грамотно введенный прикорм обеспечит растущий организм всеми необходимыми веществами для формирования и укрепления всех органов и систем.

Психоэмоциональное развитие

В этом возрасте у детей происходят значительные изменения в психоэмоциональной сфере.

Ребенок в шесть месяцев способен понять по тону речи эмоциональный настрой взрослых.

Он тоже умеет выражать свои эмоции, показывая мимикой, движениями тела и звуками настроение и отношение к происходящему вокруг него.

У грудничка 6 месяцев развитие каналов восприятия переходит на новый этап:

  1. Слух. Малышу интересны разные звуки. Он способен определить предмет, издающий звук, и понимает, когда кто-то произносит его имя.
  2. Зрение. Развита реакция на яркие предметы, игрушки. Дети хорошо отличают членов своей семьи от посторонних людей.
  3. Осязание. Желание познакомиться поближе с предметами в этом возрасте проявляется не только прикосновениями к ним, но и тем, что ребенок будет тянуть интересные ему вещи в рот. Не нужно запрещать ребенку пробовать безопасные предметы и игрушки на вкус, т.к. это является важной частью процесса взросления и познания окружающего мира.

Время бодрствования увеличивается и составляет теперь 2,5-3 часа. Несмотря на то что малыш уже подрос, активно двигается и играет, сон продолжает быть важным фактором поддержания его психоэмоционального состояния. Перед сном родители должны обеспечить ребенку «время тишины» — 15-20 минут, когда внешние раздражители, такие как звуки и свет, приглушаются, энергичные игры прекращаются. В это время нужно подержать ребенка на руках, покачать, погладить, создав должный настрой на сон.

С 3 месяцев дети в спокойном состоянии издают различные звуки, формирующие речевой аппарат. Речевая активность ребенка в полгода становится иной — теперь звуки гуления ребенок заменяет лепетом, пытаясь подражать старшим.

Интерес ко всему новому и необычному — еще один признак развития малыша в 6 месяцев. Ребенок внимательно рассматривает предметы различной величины и формы, лица людей, игрушки. Он способен раз за разом бросать игрушку или пустышку и с увлечением наблюдать, как она падает.

Все это показатели того, что наступило время для первых занятий с малышом.

Занятия с малышом

Мама должна понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев — какие навыки он уже может освоить, а что для него еще рано.

Например, некоторое время назад считалось, что ребенок в этом возрасте уже начинает сидеть и нужно ему помогать, сажая его. На данный момент правильным считается, что ребенок должен впервые сесть самостоятельно в возрасте около семи месяцев. Специальные усаживания в подушки могут навредить неокрепшей костно-мышечной системе.

Главной задачей мамы в этот период является подготовка малыша к ползанию. В этот период ему необходимо освоить новое умение — способность стоять на четвереньках и раскачиваться из стороны в сторону. Это является целью развития ребенка с 6 до 7 месяцев.

Чтобы встать на четвереньки, малышу нужно научиться контролировать положение головы и укрепить мышцы спины, рук и ног.

Для этого мама может проводить с малышом развивающие занятия, такие как:

  1. Преодоление препятствия. Ребенка нужно положить на ровную поверхность на живот, ноги должны быть у опоры, которая поможет ему оттолкнуться. Перед ним на расстоянии примерно 1 м поставить 2-3 яркие игрушки. Перед ребенком положить подушку, валик. Они будут служить препятствием на пути к цели.
  2. Освобождение игрушки. В этом задании игрушки нужно наполовину накрыть одеялом или пеленкой, чтобы малыш попытался вытащить их, подтягивая руками к себе.

Физические упражнения можно проводить под музыку.

Как только мама поймет, что ребенок устал, активные занятия нужно прекратить.

Занятия, направленные на умственное развитие 6 месячного ребенка, следующие:

  1. Игра с картинками. Понадобятся крупные, плотные карточки, например, формата А4. На каждой карточке должно быть изображение 1 простого предмета, лучше однотонного, например, красный мячик, белый цветок, синяя птица и пр. Показывая малышу карточку, мама озвучивает: «Вот мячик». Далее, перевернув карточку изнаночной стороной к ребенку, спрашивает: «Где мячик?» И завершает упражнение, вновь открыв изображение: «Вот мячик. Мячик красный». Для одной игры нужно использовать 1-2 карточки, меняя их раз в несколько дней.
  2. Игра со звуками. Мама кладет перед малышом предметы, издающие разные звуки, — погремушки, небольшие игрушки, имитирующие клавишные и ударные инструменты, звоночки, — и показывает, что нужно делать, чтобы предмет издал звук, а затем предлагает малышу поиграть самому.

Все занятия должны проходить в спокойной обстановке и при благоприятном настрое ребенка.

От мамы требуется обязательно комментировать происходящее ласковым, доброжелательным тоном. Перед мамой не стоит задача помочь ребенку понять принцип игры — важно поддержать его любопытство и развить желание исследовать окружающий мир.