Если у ребенка дизартрия: причины, проявления и прогнозы

Нейроинфекции, сложно протекающие роды, травмы черепа могут привести к поражениям мозга, которые вызывают данное осложнение. Дизартрия у детей лечится множеством традиционных и нетрадиционных методов. Опыт специалистов говорит — они дают результат, который, однако, зависит от выраженности заболевания.

Причины возникновения

Дизартрия — это расстройство речи. Основная причина — нарушение сообщения между тканями и ЦНС. Мускулатура лица и рта ограничены в подвижности, потому возникает трудность в произношении слов. Факторами служат поражение центральной и периферической нервной системы или отдельных участков мозга (например, подкорковых ядер); в 60-80% случаев сопровождается детским церебральным параличом.

Ребенок приобретает врожденную патологию из области неврологии, если мать во время беременности:

  • пила спиртное, курила или употребляла наркотики;
  • переболела респираторными инфекциями — ОРВИ или грипп;
  • принимала лекарства, обладающие токсическим действием;
  • испытывала сильный стресс.

Помимо этого, факторами служат:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы беременности;
  • родовые травмы, преждевременные роды;

Ухудшение работы нервной системы возникают у дошкольников (в основном до 2-х лет) по причинам:

  • инфекционных воспалений в области черепной коробки;
  • интоксикации;
  • черепно-мозговых травм;
  • гидроцефалии;

У взрослых появляется вследствие перенесенных травм головы, инсультов, опухолей головного мозга. А также заболеваний носящих неврологический, дегенеративный или моторный характер. Оно может проявляться без проблем с восприятием речи через слух или письмо.

Основные проявления

Это сенсомоторное нарушение характеризуется неправильным произношением отдельных звуков и целых фраз. Наблюдается дисфункция связок, мышц лица, участвующих в произношении. Выявляется при обследовании у логопеда. Понять такого человека становится трудно из-за произношения «носом». При некоторых формах бывают дисфония и афония.

Воспроизведение человеком звуков происходит не только за счет напряжения голосовых связок, мышц рта. В процессе задействованы все функции мозга. Они согласованно работают с большим количеством нейронов в отделах центральной нервной системы.

У ребенка появляются сложности с изучением языка. В тяжелом случае такого человека с трудом понимают окружающие, поэтому он стремится изолироваться. Проявлениями патологии в грудничковом возрасте являются: поперхивание при приеме пищи, частое срыгивание, затрудняется сосание груди.

Стертая

Механизм звукопроизношения обеспечивается двумя базами:

  • Перцептивная — это набор фонетических единиц в памяти человека и правил, как сравнивать внешний речевой поток с этим набором.
  • Артикуляционная — фиксированная с высокой точностью память о взаиморасположении органов артикуляции, которые требуются для произнесения всех звуков.

К пяти годам (обычно в этом возрасте выявляют стертый вариант болезни) необходимо уметь различать слышимые слоги, фразы, и правильно их воспроизводить. Для этого нужна правильная работа произносительных органов и корректное взаимное ощущение их относительно друг друга. Как раз плохая взаимосвязь двух этих систем — артикуляции и кинестезии является причиной стертого варианта болезни.

Плохое произношение у детей обуславливается недостаточной связью нервной системы с дыхательными и артикуляционными мускулами. Некоторые звуки пропускаются, другие заменяются более легкими. В одних случаях дикция «вялая», обрывается на полпути, а затем могут прозвучать сплошные гласные. В других случаях слова могут звучать более четко и быстро, при этом корень языка сближается с мягким небом (возникает картавость — горловое [р]) и отклоняется влево или вправо.

Признаки:

  • Свистящие в 96-98% случаев искажаются в виде межзубного произношения. Реже — призубное и губно-зубное. 95% больных произносят шипящие путем замены их на искаженные свистящие. В целом звуки смягчаются так, будто к ним добавили мягкий знак. Не стоит путать с неправильным прикусом или ринолалией.
  • Недостаточно тонкая дифференцировка движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. В целом речь неразборчивая.
  • Имеются моторно-двигательные расстройства.

Обычно все эти психофизические симптомы диагностируются в возрасте 5-6 лет и проявляются неявно, в стертой форме.

Наблюдается физическое недоразвитие (отставание от возрастной нормы). Такие дети могут иметь невысокий рост, узкую грудную клетку, недостаточную массу тела. Страдают неуклюжестью при движениях, где нужна координация. Быстро утомляются.

Присутствуют и неречевые нарушения. Страдает мелкая моторика, из-за чего у детей возникают проблемы с самообслуживанием. Они испытывают затруднение с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц на одежде. Не любят игрушки с мелкими деталями, не справляются с пазлами, конструкторами. У них нейропсихологические нарушения письма.

Лицо похоже на «застывшую маску и имеет слабую подвижность. Носогубные складки и уголки рта асимметричны. Также кончик вялого языка проникает в межзубное пространство.

На нервно-психической картине проявляются вегетативные нарушения: потливость, плохое кровоснабжение конечностей, дермографизм. Ребенок может быть раздражителен и суетлив, либо заторможен и безынициативен. Плохая способность к концентрации и переключению внимания с одной деятельности на другую ухудшает способность к обучению.

Псевдобульбарная

Это самая часто встречающаяся разновидность. Она является расстройством иннервации мышц по причине поражения кортико-бульбарного пути, один из компонентов которого проходит к мышцам нижней части лица. Артикуляционная мускулатура при этом страдает повышенным либо пониженным тонусом. Затруднено глотание, а голос меняется. Диагноз ставится после обследования у невролога и логопеда. У детей заболевание встречается чаще в качестве симптома ДЦП, а у взрослых в 85% случаев из-за перенесенных ишемических инсультов.

Мышцы регулярно находятся в спастическом состоянии, из-за чего практически полностью искажено произнесение. Язык в состоянии гипертонуса смягчает «л», «ш», «ж». Однако его кончик расслаблен, из-за чего невозможно выговорить вибрирующее «р». Проговаривание «п», «б», «к», «ц», «ч» подменяется щелевым компонентом. Гласные искажаются. Говорит такой больной смазано, напряженно, медленно, без экспрессии. Он звучит прерывисто с короткими фазами дыхания.

Внешне симптомы выглядят так: на лице фиксируется эмоция радости, либо напряженности. Нарушен механизм выделения слюны, из-за чего она вытекает из уголков рта.

В младенчестве замечаются трудности с сосанием груди, проглатыванием пищи и общая моторная неловкость (как при мозжечковой форме).

Выделяют три степени недуга:

  • Легкая. Речь понятна окружающим, хотя смазана и лишена голоса. Мимика сохранена.
  • Средняя. Понять больного могут лишь родные. Мимика отсутствует, наблюдается вялость мышц. Язык почти неподвижен.
  • Тяжелая. Полный паралич лица, челюсть свисает, изо рта вытекает слюна. Тяжело глотать и жевать.

Корковая

Эта форма болезни связана с поражением головного мозга с локализацией в области коры. Она сложна для выявления, так как схожа с моторной афазией, также она не признана всеми авторами. Некоторые ее отождествляют с моторной алалией. При этой патологии страдает выговаривание сложных по структуре слов.

Классификация патологии следующая:

  1. Кинетический вариант. Проявляется в артикуляционной апраксии — плохой координации движений мускул, используемых при общении. Однако из обездвиживания нет.

Особенности:

  • Разделение слов на слоги.
  • Голосистость и хороший тембр присутствуют.
  • Пропуск согласных при чередовании гласных.
  • Гласные звучат толчкообразно, иногда они удлиняются в начале и в конце слова.
  • Усиление громкости голоса, ввиду большого напряжения при общении.

Изолированное произнесение дефектных звуков после коррекции дает результат, однако с трудом закрепляется в автоматическом словообразовании.

Важно! При корковой дизартрии внутреннее проговаривание (кинестетическая апраксия) нарушено, потому восстановление слухоречевой памяти не исчезает с восстановлением речи.
  1. Кинестетический вариант. Проявляется в трудности различения дифференциальных артикуляционных укладов. С голосом и тембром также нет проблем.

Симптомы:

  • Путаница с твердым и мягким озвучиванием.
  • Плохая память о способе формирования нужной для выговаривания шипящих и аффрикат артикуляции.
  • Трудности с удержанием одной артикуляционной позы.

Все описанные признаки не носят постоянный характер и могут проявляться по-разному. При обоих вариантах дыхание нормальное, течение слюны отсутствует. Часто ребенок пытается себя исправлять, в результате застревая на половине слова. Это ошибочно трактуют как заикание.

Как корректируют патологию? Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия является симптомом разных расстройств нервной системы, требуется комплексное лечение (в первую очередь первичного заболевания) после обследования у доктора. Целесообразно обеспечить обучение в логопедической группе детского сада. Там с детьми проводят мелкомоторную, дыхательную гимнастику и упражнения, массаж.

Важно! Такие занятия могут проходить в группах или индивидуально. Ориентироваться надо на указания доктора. Массаж лица разрешается делать в домашних условиях.

Лечебные мероприятия включают в себя медикаментозную терапию. Это прием ноотропов, психотропов, разного рода стимуляторов и лекарства для сосудов.

Весь процесс коррекции должен проходить при поддержке родителей. Стоит хвалить детей при любом, даже самом малом достижении результатов. Это сформирует стимул для дальнейшего прогресса лечения.

Лечиться можно хорошо зарекомендовавшими себя нетрадиционными методами:

  • иглоукалывание;
  • дельфинотерапия;
  • изотерапия;
  • виды игротерапии, где нужно взаимодействовать со сверстниками для устранения волнения и страхов.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая работа по исправлению недуга принесет результат. Предупредить заболевание возможно, если начать медико-педагогическую работу с новорожденным, после диагностики и выявления у него перинатального поражения ЦНС. Кроме того, профилактика заключается в предупреждении инфекций и травм черепа. Необходимо разграничивать данный недуг и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Особое значение в выздоровлении имеют:

  • Усердие самого дизартрика и старательность его близкого окружения.
  • Преемственность учебных и коррекционных учреждений (логопедическая группа, школа для детей с нарушениями речи, психоневрологический стационар).
  • Скоординированная работа логопеда, массажиста и неврологов из клиники

Прогноз

При легкой степени заболевания можно полностью исправить ситуацию до полного исчезновения симптомов. При тяжелой — можно только улучшить состояние речевой функции.

Таким образом, коррекция дефектов требует старания, внимательности к предписаниям врача и моральной поддержке больного.

Ссылка на основную публикацию