Как приучить ребенка к горшку в 1, 2, 3 года

О том, как приучить ребенка к горшку в 1 год, задумываются все родители. Любой маме хочется привить данный гигиенический навык как можно быстрее. Для одной — это возможность похвастаться перед другими родителями, для другой — способ избавиться от гор грязного белья перед стиральной машиной. Независимо от желаний мамы и папы дорога к формированию навыка должна быть выложена из кирпичиков понимания и терпения.

Для ребенка воспитание потребности испражняться в строго определенном месте — это сложный и длительный процесс. Он основан на физиологических процессах и психологической готовности. Как приучить малыша к горшку в 1 год? И есть ли в этом смысл? Для того чтобы привыкание происходило успешно, необходимо понимание родителями главных принципов воспитательного процесса.

Главное правило в приучении

Основные проблемы в процессе приучения к новому навыку создают родители. Излишние волнения, переживания по поводу мокрых штанов (даже когда ребенок уже ходит на горшок) ни к чему. Приучение ребенка к горшку — это длительный процесс, основанный на 2 китах:

  1. Физиологическая готовность.
  2. Психологическая готовность.

Данные моменты взаимосвязаны и не могут идти вразрез друг с другом. Если родители это понимают, процесс приучения идет легко, быстро и эффективно.

Родителям следует исключить оценочное отношение к формированию навыка гигиены. Приучение к горшку — не показатель того, хорошо или плохо мама и папа относятся к своему чаду. Если малыша постоянно ругать за мокрую, грязную одежду, то он будет бояться нового предмета. Процесс привыкания растянется во времени.

Эмоциональное отношение к этому процессу, т.е. чрезмерное подбадривание, выражение ярких положительных эмоций от того, что кроха все сделал правильно, тоже нежелательно. Малыш станет воспринимать естественный навык гигиены как игру и в очередной раз будет ждать реакции мамы или папы на этот процесс.

Как правильно приучить ребенка к горшку? Следует доверить сферу испражнения и мочеиспускания ему самому. Это не значит, что можно пустить воспитание гигиены на самотек. Необходимо знание физиологии, особенностей протекания психических процессов. Приучить к горшку без излишних волнений можно, когда малыш готов к этому.

Это обусловлено тем, что формирование навыка определяется зрелостью центральной нервной системы. При ее созревании малыш сможет ловить позывы и терпеть. Понимание этого факта облегчит родительскую работу.

Этапы формирования гигиенического навыка

Родителям может казаться, что приучение к важному навыку является хаотичным процессом. Это не так. Приучить малыша к горшку будет проще, если понимать этапы формирования умения. Они включают следующие моменты:

  • осознание факта мочеиспускания и дефекации, в связи с чем кроха начинает различать 2 состояния: «мокрый» и «сухой»;
  • ощущение работы сфинктеров, благодаря чему малыш начинает улавливать позывы перед походом в туалет (при этом он может некоторое время терпеть, например, чтобы снять одежду);
  • подача сигналов взрослому о желании сходить в туалет и ожидание высаживания;
  • самостоятельное посещение туалета не только днем, но и ночью.

Физиологическая готовность

Процесс формирования гигиенического навыка определяется физиологической готовностью. От этого зависит, когда начинать приучать ребенка к горшку, во сколько месяцев. Период формирования навыка опрятности начинается в 1 год и продолжается до 2 лет.

Конкретное время определяется брезгливостью крохи и внимательностью родителей к поведению своего чада. В некоторых случаях малыш с 12-месячного возраста сигнализирует маме о том, что не выносит мокрую одежду и его следует приучать к горшку. Не следует терзаться мыслями о том, как приучить малыша к горшку в годик, если он не готов.

Иногда созревание происходит позже. Маленький человечек не чувствует дискомфорта в мокрых штанах и не подает сигналов о необходимости посещения туалета. В таком случае приучение грудничка — это прихоть взрослого человека. О необходимости и целесообразности высаживания с 6, 10 месяцев или в полтора года родители спорят до сих пор.

Важно понимать, что время закрепления навыков гигиены — это индивидуальная особенность малыша. Особую роль играет чуткость родителей к потребностям крохи. Именно последнее помогает вовремя увидеть секретные знаки своего чада и начать процесс приучения.

Независимо от того, когда научили ребенка писать в горшок, до 2,5 лет он имеет полное право иногда писать в штаны. При этом родителям необходимо понимать, что данный возраст — это время формирования гигиенических навыков.

Когда нужно приучать ребенка к горшку в ночное время? В этом случае готовность у малыша формируется до 3,5 лет. Можно поднимать малыша для того, чтобы он пописал в горшок. Самостоятельно кроха будет просыпаться и проситься ночью в туалет тогда, когда для этого созреет нервная система.

Любому родителю, который задумывается о том, как приучить ребенка ходить на горшок, следует помнить о главном. Негативная реакция на мокрые штаны или лужу на полу приведет к ответной невротической реакции, связанной с испражнениями. Прогресс обернется регрессом и нежеланием малыша ходить на горшок. Внимание, чуткость мамы и папы к потребностям и возможностям чада помогут понять, когда приучать мальчика или девочку к горшку.

Определение психологической готовности

Любая эффективная методика приучения к горшку основана на понимании физиологической готовности и зрелости психических структур. Формирование психологической готовности — это очередной этап в осуществлении новой деятельности. Педиатр Е.О. Комаровский пишет о том, что родителям следует акцентировать внимание на признаках, свидетельствующих о психологической и физиологической готовности к изучению предмета.

Учет возрастных норм позволит избежать истерик в процессе приучения к новому. Применение насилия и наказания вызовет формирование антипатии к горшку и действиям, которые с ним связаны. Задумываясь о том, как научить ребенка писать в горшок, следует понимать и чувствовать его готовность к познанию новой деятельности. В некоторых случаях достаточно подождать 1 или 2 месяца, чтобы малыш проявил интерес к новому предмету и начал вырабатывать гигиенический навык.

Среди показателей готовности выделяют следующие моменты:

  1. Кроха более 1 часа может оставаться сухим.
  2. Можно выделить более или менее четкое время дефекации (например, только в утренние или вечерние часы).
  3. Чадо начнет называть части тела или показывать на них.
  4. Кроха понимает слова «писать» и «какать».
  5. Прослеживается брезгливость малыша к грязной одежде, испачканной мочой или калом. Обычно это проявляется в отрицательных эмоциях.
  6. Прослеживается формирование навыков самостоятельного раздевания.
  7. Появление определенных способов и жестов, посредством которых кроха сообщает о готовности сходить в туалет. Ребенок может показывать на область половых органов, снимать трусики или начать говорить определенные слоги, слова.

Помощь со стороны родителей

Главное правило, которое касается поведения родителей в момент приучения, — это максимум терпения. Если представители старшего поколения твердят, что раньше дети приучались с шести или десяти месяцев, это не относится ко всем малышам. Для получения результата необходимо время. Малыша, привыкшего справлять нужду в памперс, надо приучать к новому предмету постепенно, но регулярно. Ребенку важно рассказывать о необходимости ходить на горшок, мягко объясняя его ошибки при каждом промахе.

Важно обращать внимание на настроение крохи, не настаивать, но стимулировать приучение одобрением.

Следует отложить процесс воспитания при болезни. Ведь обучение новому навыку должно сопровождаться положительными эмоциями.

Оптимальным временем считается лето. Данное время года сопровождается изучением нового не только дома, но и на улице. В этот период проще контролировать процесс мочеиспускания благодаря минимуму одежды.

Приучение должно стать обязательной составляющей режима малыша наряду с умыванием, купанием, чисткой зубов и прочими гигиеническими мероприятиями. Высаживать ребенка необходимо после утреннего пробуждения, перед сном, после сна. В течение дня следует учитывать количество жидкости, которую кроха выпил.

Приучение к деятельности необходимо сочетать с интересными и новыми действиями: смыванием воды в унитаз, мытьем горшка, даже если малыш делает это не так аккуратно, как взрослый. Необходимо поощрять новые достижения, тогда и процесс воспитания будет проще и эффективней.

Как приучить годовалого ребенка к горшку? Новый предмет всегда должен быть в поле зрения малыша. Он должен брать его при необходимости, учиться самостоятельно с ним обращаться. Лучше, если горшок будет с ярким рисунком или насыщенного цвета. Это позволит подкрепить проявление интереса. Следует избегать чрезмерных украшений. Иначе горшок будет для ребенка игрушкой, но не предметом для реализации своих естественных потребностей.

Полуторагодовалому малышу или ребенку в 2 года можно предложить ролевую игру с любимой игрушкой. Куклу, медвежонка или зайчика вместе с крохой следует посадить на горшок, потом помыть вместе руки и горшок. Игровая форма позволит закрепить формирование нового навыка.

Практические рекомендации

Для того чтобы процесс приучения к навыку стал приятным мероприятием, следует запомнить некоторые практические советы.

Малыша приучаем постепенно, но регулярно. Включение процесса формирования навыка в ежедневный режим закрепляет необходимость действия. Одновременно с этим важен личный пример со стороны старших братьев и сестер, самих родителей. Подражание позволит быстрее привыкнуть к новому действию.

С чего следует начать формирование естественного навыка? Необходимо выбрать горшок, можно сделать это вместе с крохой. Поход в магазин принесет ребенку много положительных эмоций.

Начиная с года (лучше раньше) надо снимать памперсы в течение дня. Не следует ругать малыша за сделанные лужицы или грязные трусики. Важно мягко объяснять необходимость испражняться в определенном месте. В летнее время памперсы оставляют только на ночь. Лучше отказаться от них вообще, если родителей не пугают мокрые пеленки.

Приучение начинается с момента понимания крохой процесса испражнения. Как только чадо начнет осознавать причину и следствие, процесс приучения пойдет быстрее.

Высаживание малыша в грудном возрасте не имеет отношения к естественному формированию навыка. Для приучения ребенка большую роль играет зрелость нервной системы. Именно от этого зависит, с какого года, как приучить малыша.

Поведение родителей должно быть спокойным и уравновешенным. Вредными оказываются как негативные, так и чересчур положительные реакции. Мама и папа должны воспринимать формирование умения как естественный процесс развития.

Приучение к горшку — это длительный процесс, который будет намного эффективней, если соблюдать возрастные особенности. Оптимальным временем формирования гигиенических навыков считается второй год жизни. Однако незрелость нервной системы дает право малышу быть иногда мокрым до наступления трехлетнего возраста. Немаловажное значение имеет чуткость родителей к потребностям своего ребенка.

Ссылка на основную публикацию